«Сто лет одиночества» (Cien años de soledad) (1967)
|
«Рано или поздно произойдет чудо и в этом мире, где есть все»
«Я думаю, что писатель может рассказывать все, что ему вздумается, но при условии, что он способен заставить людей поверить в это. А чтобы узнать, поверят тебе или нет, нужно, прежде всего, самому в это поверить».
Габриель Гарсиа Маркес
|
Признаться, не составляет никакого труда поверить в события, плавно развивающиеся в городке Макондо, настолько органично входит «магический реализм» в восприятие читателя. От первых слов и вплоть до окончания романа, события, легкой и изящной словесной паутиной опутывают в мир, где мистика и реальный мир героев сливаются воедино.
Роман был опубликован не так давно, 1967 году. Выпущенный тиражом всего 8000 экземпляров, он быстро нашел отклик в сердцах миллионов и был переведен на 35 языков.
По сути, в истории маленького Макондо отражена история не только Латинской Америки, но и всего человечества. Миф и магия с самого начала романа воспринимаются героями как совершенно естественные и закономерные вещи, в науку тут никто не верит, кроме самого основателя Макондо, Хосе Аркадио Буэндиа. Для такого сильного и одновременно заточенного в свои фантазии персонажа, обязательно необходим кто-то, кто будет поддерживать его в реальном мире, кто-то, кто сможет, уверенно выстоять в многочисленных жизненных испытаниях. Именно таким героем и становится жена Хосе Аркадио, Урсула. Она наблюдает историю рода Буэндиа и города Макондо от момента его основания и до момента его полнейшей разрухи. Урсула сто лет служит опорой сначала мужу, а потоми своим потомкам, ее несгибаемая воля и желание жить в действии, на благо рода, неоднократно спасает семью от полного развала. Очень символично и то, что именно после ее смерти гибнет Макондо.
Время в этом романе, это вполне самостоятельный и возможно даже главный персонаж. Для рода Буэндиа оно движется по спирали, постоянно возвращая к ситуациям которые уже происходили, но в этот раз они ждут других членов семьи. Вариаций несметное множество, характеры схожи, похожи и ситуации, в которые попадают герои, но каждый раз это новый динамичный поворот, новый виток в романе. Немаловажным, является и тот факт, что, Маркес решил воспроизвести в тексте колумбийскую традицию, называть детей из поколения в поколение одинаковыми именами. Такое большое количество «Аурелиано» в котором можно даже поначалу запутаться, является удачным образом того, что, по сути ничего в этой семье не меняется, словно персонажи навечно замкнуты в лабиринте из имен и поступков, как своих предков, так и собственных деяний. Они заперты в своем одиночестве, безумии, иллюзиях, даже высокое положение в обществе и поначалу такая желанная власть, являются лишь искусной западней выбраться из которой, по-видимому, не предоставляется никакой возможности.
Сквозь весь текст можно наблюдать эволюцию человеческого сознания. События, впоследствии, ставшие историческими для города, необратимо влияют на мышление его жителей. Богатые, внутренние монологи, лирические отступления, сомнения и тревоги горожан, несмотря на яркую индивидуальность, создают поистине поразительную целостную картину, удивительную мозаику, которая органично переплетает судьбу каждого героя с историей целого города.
«Сто лет одиночества» абсолютно уникальный и глубокий роман, который по праву включен в «золотой фонд» мировой литературы. Эта книга, история всего рода и каждого его представителя по отдельности, это трагедия маленького города и его жителей которые в конечном итоге проиграли важнейшую битву со стихией и временем.
Читать роман «Сто лет одиночества»