Кино, литература и политика
В 1980-х годах Маркес вновь вернулся к кинематографу. Вместе с Фиделем Кастро они задумали создать на Кубе латиноамериканский институт кинематографии. 4 декабря 1986 года во время проведения 8-го Гаванского кинофестиваля, состоялось открытие Фонда нового латиноамериканского кино в Гаване. Специально для фонда Маркес напишет семь сценариев, по которым будут сняты фильмы латиноамериканскими режиссерами. 15 декабря открылась Международная школа кино и телевидения в городке Сан-Антонио-де-лос-Баньос неподалеку от кубинской столицы; ее директором стал давний друг Гарсиа Маркеса, Фернандо Бирри. Писатель с большим энтузиазмом занялся этими двумя проектами. Он вкладывал в их развитие свои собственные средства, читал в школе на постоянной основе курс лекций по созданию сценариев. Для фонда латиноамериканского кино Маркес написал цикл сценариев для шести фильмов, объединенных названием «Трудная любовь», так называется малоизвестный сборник его рассказов (в США этот цикл показывали по общественному телевидению под названием «Опасная любовь»).
Латиноамериканские режиссеры экранизировали несколько произведений Маркеса. В 1979 году мексиканский режиссер Хайме Эрмосильо снял фильм по сценарию Гарсиа Маркеса под названием «Дорогая моя Мария» (Maria de mi corazon). В начале 1980-х годов бразильский режиссер Руй Гуэрра снял фильм «Эрендира», поставленный по рассказу Гарсиа Маркеса. В августа 1984 года на колумбийском телевидении демонстрировался фильм Хорхе Али Трианы «Время умирать». Это был ремейк одноименного фильма Рипштейна. Теперь это был фильм колумбийского, а не мексиканского производства, и цветной, а не черно-белый. В 1986 году сняли «Историю одной смерти, о которой знали заранее». Маркес говорил, что его принцип: очень дорого продавать свои работы нелатиноамериканским режиссерам, а латиноамериканским — отдавать за бесценок или бесплатно. Некоторые свои книги он не позволял экранизировать. В частности, роман «Сто лет одиночества», у Маркеса даже был конфликт из-за этого с Энтони Куинном. Тот утверждал, что предлагал за право экранизировать роман предложил миллион долларов, якобы автор согласился, но потом взял свои слова обратно. Сам Маркес утверждал, что такой договоренности не было. В 1987 году он был почетным гостем на Московском международном фестивале в Москве, во время этой поездки он встретился с Михаилом Горбачевым. Они разговаривали о необходимости радикальных реформ, Маркес посоветовал известному политику посетить Латинскую Америку.
В 1988 году в Национальном театре Буэнос-Айреса состоялась премьера спектакля под названием «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине», поставленного по одноименной пьесе Гарсиа Маркеса. Главную роль в постановке сыграла аргентинская актриса Грасиэла Дуфау. Постановка не вызвала восторга критиков, это была неудача. Больше писатель не обращался к театру, ограничившись литературой и кинематографом. В то же время он работал над новым романом. Начал он его сразу после окончания романа «Любовь во время холеры». В этот раз главным героем романа стал реальный исторический персонаж, самый выдающийся латиноамериканский герой Симон Боливар. Для достоверности писателю пришлось прочитать десятки книг о Боливаре, тысячи его писем, беседовать с историками и политиками, знатоками жизни и эпохи великого Освободителя. Это произведение автор посвятил Альваро Мутису, которому принадлежала идея его создания. Роман был назван «Генерал в своем лабиринте». В 1989 году Маркес покинул Кубу. Он принял решение снова вернуться на родину, в Колумбию.
В Колумбии он начал писать еще одну историческую драму «Любовь и демоны». Сразу же после приезда он заявил, что будет экранизировать для телевидения произведение Хорхе Исаакса «Мария» (1867). Это самый популярный колумбийский роман до издания «Ста лет одиночества». Этот сериал вышел на экраны в 1991 году. Кроме этого, Маркес стал совладельцем ежевечерней телевизионной информационной передачи под названием «Кью-Эй-Пи» (на жаргоне таксистов «готов, к вашим услугам, выезжаю»). Лицензию им выдали с 1 января 1992 года.
Чтобы доказать всем, что они вернулись надолго в Колумбию, кроме квартиры в Боготе, Гарсиа Маркес с женой купили участок земли для строительства дома в Картахене, ведь о планах построить большой дом в этом городе Маркес говорил еще в 1982 году. Руководил проектом строительства известный архитектор Рохелио Сальмона. Казалось, что Куба для писателя отошла на второй план. В 1991 году впервые за тридцать лет, начиная с 1961 года, выдали обычную американскую визу. Он приехал на открытие Нью-Йоркского фестиваля в августе. В эти годы он всячески старался укрепить связи с американскими режиссерами, и в частности с Фрэнсисом Фордом Копполой, Робертом Редфордом и Вуди Алленом.
Поздней осенью он вернулся в Испанию, которая тогда готовилась к 500-й годовщине так называемого открытия Нового Света. Несмотря на скептический настрой, Маркес с нетерпением ждал праздничных торжеств. Его друг президент Франсуа Миттеран организовал празднование двухсотлетия Великой французской революции; теперь его испанский друг Фелипе Гонсалес устраивает торжество по случаю пятисотлетнего юбилея прибытия европейцев в Новый Свет. Маркес работал над рассказами, которые должны были выйти в 1992 году. Главной темой рассказов должно было стать проникновение латиноамериканцев в Европу, столкновение двух культур. В Барселоне у Маркеса уже были роскошные апартаменты в одном из элитных районов. После приезда в Испанию он отправился в путешествие по Европе, в том числе посетил Швейцарию и Швецию. Современная Европа отличалось от той, что он помнил. В поездке он делал заметки.
После возвращения в Боготу Маркес неожиданно почувствовал, что ему трудно дышать. Медицинское обследование показало, что у него раковая опухоль в легком. Врачи настаивали на операции. Свою помощь сразу же предложили Фидель Кастро и президент Мексики Карлос Салинас. Но Маркес решил лечиться в Колумбии. После операции он, как и планировал, отправился в июле 1992 года в Севилью на Всемирную выставку, где открыл колумбийский павильон и презентовал свою новую книгу «Двенадцать рассказов-странников», изданную тиражом 500 тысяч экземпляров.
Лето 1992 года Маркес провел, путешествуя по Европе, после чего прибыл в Мексику, где отметил день рождения жены, Мерседес исполнилось шестьдесят лет, сообщали, что на юбилей президент Мексики Салинас подарил ей огромный букет цветов. Маркес продолжал жить в Картахене. Он занимался кубинским Фондом кино и задумал еще один дорогостоящий проект, он хотел создать латиноамериканский институт журналистики. Для Маркеса начался новый период в его жизни. Открытая война за идеи социализма, вооруженная и интеллектуальная, была окончена, классовая борьба на время утихла, писатель проникся убеждением, что культурная и политическая позиционная война — это все, к чему он может стремиться, действуя прогрессивно, насколько позволяют сложившиеся обстоятельства.
Маркес вошел в состав «Форума мыслителей» ЮНЕСКО, чтобы принимать участие в обсуждении международных проблем. Среди членов форума были чешский писатель и государственный деятель Вацлав Гавел, итальянский ученый и философ Умберто Эко, французский философ Мишель Серрес и американский литературовед и культуролог арабского происхождения Эдвард Сайд. Первое заседание форума состоялось в Париже 27 января 1993 года. Кроме этого, он участвовал в предвыборной кампании своего друга Фелипе Гонсалеса.
Осенью этого же года Маркес начал писать книгу под названием «Известие о похищении». Она была основана на реальных событиях, происходивших за несколько лет до этого. В то время в Колумбии очень часты были похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. Одним из главных действующих лиц произведения стал колумбийский наркобарон Пабло Эскобар, застреленный осенью этого же года.
Весной 1994 года в Колумбии вышла в свет книга «Любовь и демоны», она благожелательно воспринята читателями и критиками. Сам писатель снова поехал в Испанию, где побывал на весенней ярмарке в Севилье. Тогда же он рассказал журналистам, что начал работу над своими мемуарами. Но главным проектом для себя в то время он считал создание института журналистики. В следующем году основанный Гарсиа Маркесом Фонд новой иберо-американской журналистики официально приступил к работе: семинары регулярно проводились в Барранкилье и Картахене, хотя Картахена постепенно стала основной «мастерской». Этот фонд организовывал краткосрочные курсы для журналистов всей Латинской Америки.
Книга «История о похищении», в которой Маркес описывал современную Колумбию, стала бестселлером. Критики и читатели приняли ее с огромным интересом. Можно сказать, что эта книга — настоящий шедевр. Особенно оценили ее в Колумбии. Наконец, в возрасте почти семидесяти лет, писатель получил абсолютное признание у себя на родине.