«Осень патриарха» (El otoño del patriarca) (1975)
«…он правил так, словно был уверен, что не умрет никогда…»
Роман «Осень патриарха» это своеобразное исследование, попытки проникнуть в глубины, в подсознание такого феномена, как авторитаризм. Произведение актуально, не смотря на время и место его прочтения.
Маркес осторожно и ненавязчиво раскрывает в романе не только политическую, но и философскую идею. Писатель, конечно же, не ограничился лишь художественным вымыслом, также в основу сюжета были положены и личные наблюдения за Венесуэлой времен правления Переса и СССР в постасталинский период. Повествование то забегает вперед, то на десятки лет назад, рассказчики меняются, все это в целом создает картину с легкой сумасшедшинкой внутри. И это, надо заметить, притягивает. Автор будто ведет своего читателя сквозь время, то игнорируя бег минут полностью, то внимательно прислушиваясь к каждой секунде, прожитой действующими лицами.
Не смотря на то, что главным героем стал диктатор, который имеет всё, мы видим, насколько обездолен этот человек. Можно ли назвать произведение критикой авторитаризма? Безусловно. Мы наблюдаем несколько ярких сцен, подтверждающих его бессилие: управление персонажами радиопостановки, снующий по дворцу скот, и, в конце концов, тотальное одиночество самого Патриарха. Ведь в своем доме он почти чужой, а его стремление максимально отгородиться от людей еще раз намекает на то, что власть и народ существуют по разные стороны. Политика требует ответственности, мужества, силы воли, а вместо этого мы видим, как наш герой теряет самого себя, ему повсюду мерещатся заговоры и интриги, преследования и покушения…
Главный герой и безумец, и властелин, практически приближенный к богу. В основе сюжета явно проглядываются библейские мотивы. Первый звоночек, отсылающий нас к сакральному тайнику, стало имя патриарха, которое не упоминается, также как и имя Господа. Во-вторых, никто уже и не помнит, ни времени, когда родился патриарх, ни того, что было до его правления. Он будто первый человек, пришедший, а может быть даже и основавший государство. Отдельного внимания заслуживает мать нашего героя - Бендисьон Альварадо. Автор отсылает нас к чистой и непорочной Деве Марии. Это становится очевидным, когда мы наблюдаем, как после смерти матери, Патриарх хочет ее канонизировать.
Что же стало тем первым опавшим листом, который впоследствии превратился в безудержный листопад, изменивший зеленого титана на хилое деревцо? Первым с древа власти слетел лист убийства. Смерть, которую принес диктатор, убив собственного двойника Арагонеса, стала началом череды событий, превратившей Патриарха в истинного безумца. Весь образ героя вызывает не то сожаление, не то раздражение, - мы наблюдаем, как человек с безграничной любовью к власти так и не научился мудро ею распоряжаться. Последним опавшим листом с дерева власти стало Карибское море, которое пришлось отдать за долги. Наблюдая из года в год бескрайние морские просторы, главный герой будто бы ощущал свободу, свежесть и спокойствие, которых в действительности у него не было. Теперь же, наступила осень, а за ней последует долгая и безрадостная зима.
Маркес, словно перчатку, вывернул и обнажил перед читателем настоящее естество деспотизма, именно поэтому в романе не соблюдаются строгие временные рамки – это позволяет охватить время и вообще мир целостно, неделимо, как нечто, что не имеет ни конца, ни начала.
Это роман о трагедии длинною более века.
Читать роман «Осень патриарха»