«Хроника объявленной смерти» (Cronica de una muerte anunciada) (1981)
|
«Особенно неестественным ему казалось то, что жизнь придумала столько случайностей, обычно запрещаемых для литературы, чтобы без помех наступила столько широко объявленная смерть».
|
Роман «Хроника объявленной смерти», так же известный на территории России под названием «История одной смерти, о которой знали заранее» вышел в свет сразу после романа «Осень патриарха». В этой книге так же легко узнаваем изящный и неторопливый почерк Маркеса. Читатель сразу же понимает, что должно произойти и более того, он осознает, что происходящее неминуемо. Перед пытливым взглядом читателя проносится один день из жизни маленького городка, и этот же день становится последним для одного из его жителей. Причудливо складываются факты, мозаика человеческих взаимоотношений, витраж из недосказанности, беспечности и предрассудков, составляет изящную головоломку решения, которой не существует, ведь, 21 летний Сантьяго Насар уже мертв.
Невинные случайные факты, череда совпадений которые приводят к драматическому итогу только «вершина айсберга», «господин случай» тут хоть и играет значимую, но совсем не главную роль. Чрезвычайно реалистичный и вместе с тем магический мир Маркеса, с густым латиноамериканским колоритом оседает, глубоко внутри каждого кто прочел эту книгу, каждого кто захочет понять и разобраться в истинных причинах смерти Сантьяго Насара.
Весь город понимает, какая участь ожидает Сантьяго, даже убийцы, кажется, делают все, чтобы убийство не состоялось, но ничего не в силах остановить неумолимый рок. Отчасти, быть может, потому что всем, на самом деле все кто утверждают, что не желали этой смерти, лукавят?
«Хроника объявленной смерти», замечательно продуманная, целостый роман в котором обнажается подноготная жителей маленького города, их традиции, кодекс чести, нежелание отвечать за свои поступки, инертность и крепко связанная с этим ложь. Убийцы, кажется, не хотят убивать, те, кто знают об уготованной Сантьяго судьбе, тщательно закрывают на это глаза, первые оправдывают себя долгом, вторые решают наблюдать за тем, что происходит на подмостках чужой жизни. Никто не вмешивается, никто не принимает решения самостоятельно. Город дышит как единый организм и этому организму совершенно безразлична чья-то жизнь.
Маркес великий мастер слова, он гипнотизирует читателя, так витиевато закручивая сюжетную линию, что оторваться от романа становится совершенно невозможно. С каждым новым предложением, читатель все больше содрогается от умело завуалированной жестокости и безразличия героев.
На первый взгляд все происходящее может казаться абсурдным, и поведение братьев Викарио, задумавших убийство и всеми силами оттягивающих его, и молчание их сестры, но невольно задумываешься о том, что причина кроется в отсутствии настоящих страстей, сильных эмоций, благодаря которым поступки обретают настоящую силу и значимость. Маркес словно всеми силами предупреждает об опасности таящейся в лени и инертности, о том какой разлагающий эффект имеют эти качества для человеческой сущности.
«Хроника объявленной смерти», настолько мастерски прорисованный автором роман, что каждая деталь в нем, каждый нюанс становится незаменимым и важным на фоне происходящих действий. При прочтении романа создается впечатление фильма проносящегося перед глазами, возможно именно по этой причине в 1986 году режиссером Франческо Рози был снят одноименный полнометражный фильм по мотивам романа Маркеса «Хроника объявленной смерти».
Читать роман «Хроника объявленной смерти»