Оригинальное название: «Сбитый дождем»
Жанр: почти смешная история
Режиссер-постановщик: Гарольд Стрелков
Автор: Андрей Курейчик, Габриэль Гарсиа Маркес
Художник-постановщик: Борис Анушин
Художник по костюмам: Наталья Добродеева
Художник по свету: Александр Кибиткин
Музыкальное оформление: Владимир Панков и «Пан-квартал»
Спектакль ведет: Светлана Новицкая
В ролях: лауреат премии К.С. Станиславского, лауреат премии «Триумф» Инга Оболдина (г. Москва), лауреат гос. премии Александр Баргман, народный артист РФ Владимир Татосов, Виталий Салтыков, Галина Мочалова, Ирина Саликова, Манана Гогитидзе, Павел Татаренко, Григорий Татаренко
Длительность: 2 часа 10 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: «Приют комедианта», Санкт-Петербург
Премьера: 18 июня 2005 года
Спектакль «Сбитый дождем» поставлен известным московским режиссером Гарольдом Стрелковым по пьесе Андрея Курейчика «Старый-престарый сеньор с огромными крыльями». Сама пьеса — вольная и многостраничная фантазия на тему одноименной миниатюры известного колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. У Маркеса и Курейчика история про пожилого мужчину с крыльями, упавшего во время дождя во двор бедных рыбаков, рассказана с иронией. Вопрос «Ангел это или не ангел?» так занимает главных героев, что они не замечают, как чудесным образом улучшается их жизнь с появлением незнакомца. Режиссер Гарольд Стрелков, человек добрый и сердечный, изменил саркастичный тон пьесы. У него эта история зазвучала иначе — ласково и сентиментально. Ученик Фоменко определил жанр спектакля как «почти смешная история» — так же, кстати, назывался один из самых знаменитых фильмов мастера. Но по сути это рождественская сказка с нехитрой моралью: «будь добрым, и добро появится в твоей жизни». Ее хорошо прописывать как лекарство циникам и пессимистам для просветления души.
Сюжет
«Сбитый дождем» — очень добрая и лирическая история, понятная каждому зрителю. Бедные рыбаки Пелайо и Элисенда находят во дворе своего дома странного пожилого сеньора. Он как будто был сбит дождем и упал с неба на землю. Появление загадочного персонажа полностью меняет не только жизнь Пелайо и Элисенды, но и окружающих их соседей, провоцируя массу комичных ситуаций среди колоритных односельчан. Кто этот человек и человек ли он — загадка, решение которой станет неожиданностью для всех.
Все начинается с грозы, дождя перемен, волнения. На землю падает ангел с большими крыльями. Он говорит на своем языке. На вид нищий и старый человек, что вызывает пересуды у жителей бедной рыбацкой деревни, ведь они представляли себе божественное существо совсем иным. Если он не соответствует домыслам и образам, значит он обманщик и никакой не ангел. Грустная и ироничная философская притча предстает перед зрителем, затрагивает тему, которая никогда не устаревает. И образы разрушения и падения души предстают в виде накренившегося корабля, вокруг которого происходит все действие.
О спектакле
Спектакль начинается с картины «мокрого царства»: по холщовым полотнищам, которыми завешана сцена, льется вода, все время слышен шум непрекращающегося дождя. Семья рыбаков — Элисенда (Инга Стрелкова-Оболдина) и Пелайо (Александр Баргман), похожие на персонажей из сборника «Сказки Латинской Америки», причитают о своем тяжелобольном ребенке. Оба актера умеют подчинять зрительный зал себе, поэтому публика быстро начинает сморкаться в носовые платки, до слез сочувствуя героям. Инга Оболдина, лучшая трагикомическая актриса страны, с удовольствием демонстрирует фирменный стиль «Чаплина в юбке» — женщины одновременно смешной и трогательной. Причем оба качества представлены в избытке. А упавший с неба старый сеньор в исполнении восьмидесятилетнего актера Владимира Татосова — существо настолько трогательное и беззащитное, что в его небесной сущности сомневаться не приходится. Как и в том, что его появление принесет в мрачный мир героев только хорошее, а сами они вряд ли окажутся способными причинить ему вред. Поэтому комические перепалки между Пелайо, Элисендой и их односельчанами беззлобны и похожи на лацци из итальянской комедии масок — забавные сцены, не дающие публике окончательно расслабиться и получать удовольствие. Нехитрый по режиссерскому языку спектакль оказывается по атмосфере приятным, как теплый летний вечер. Что, на самом деле, редкость в современном театре. Финал же оказывается абсолютно «зефирным». За доброту окружающих Ангел дарит им настоящие райские кущи: все второе действие герои сладко дремлют в белых одеждах под ярким солнцем. Их окружает десяток плетеных люлек с жизнерадостными младенцами. Зрители снова плачут — на этот раз от умиления.