Оригинальное название: «Маркес. Без слов»
Жанр: пластический, для слабослышащих
Автор идеи: Валерий Ушаков
Режиссер: Валерий Ушаков
Автор: Габриэль Гарсиа Маркес
Художник-постановщик: Мария Бутусова
Художник по костюмам: Мария Бутусова
Художник по свету: Михаил Хвастунов
Саунд-дизайн: Вадим Буликов
Историческое фехтование: Андрей Вистинь, Василий Цыганцов
В ролях: Ян Гахарманов, Рушан Иксанов, Лада Чуровская, Василий Цыганцов, Алексей Гиммельрейх, Анастасия Лукьянова
Длительность: 1 час 20 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: С.А.Д., Москва
Премьера: 27 ноября 2017 года
Что, если взять мир Маркеса, сплетенный из тончайшей прозы, и лишить его главного инструмента — слова? Что если смешать его с пространством, где все эмоции выражаются с помощью тела, с помощью глаз? Что если рассказать истории великого прозаика без слов?
Это история, рассказанная без единого слова, но понятная каждому человеку без слов. Она о самом дорогом и сокровенном, что есть в жизни человека, о самых счастливых и незабываемых состояниях. О влюбленности, о грусти, о счастье жить и неизбежности одиночества. О самых близких и не очень. О беззаботном детстве и заботливой старости. О желании забыться и страхе забвения. О жажде общения и гордом молчании. О щемящем восторге одного мгновения и быстротечности мгновений. О тех, кто не с нами (хотя они и рядом), и о тех, кто с нами навсегда, несмотря на то что их уже нет.
Это история, посвященная тем, кто был до нас и будет после нас, но не с нами. Это философская притча, рассказанная без слов языком тела, цирка и музыки. Ну и конечно, какая же история без любви? Все истории на свете о любви.
Приступив к работе над произведениями Маркеса, молодые актеры театра имени Евгения Вахтангова обратились к творчеству легендарного мима, мастера бессловесного жанра Джеймсу Тьерре, внуку Чарли Чаплина.
Сюжет
В центре этой истории маленький человек. Старик, что похож на ребенка. Он живет в своем наивном мире человеческой осени. Он уже многое не помнит, а что-то старается забыть. Его единственное богатство — воспоминания. Перебирая в памяти события, людей, поступки, боль, счастье, свою любовь, он пытается понять где-то единственное воспоминание, ради которого он жил? Было ли событие в его бесконечном детстве, которое ответит на его самые сокровенные вопросы? Кто он такой? И зачем он пришел в этот мир?
Память — это самая капризная женщина в жизни нашего Старика. Она все предает забвению и если наш герой хочет добраться до истины, то ему необходимо поторопиться.
О театре
Театр С.А.Д. расположен на Проспекте Мира, в одном из самых загадочных и волшебных мест столицы, в Ботаническом саду «Аптекарский огород». «Аптекарский огород» — единственный в мире ботанический сад, где существует свой собственный репертуарный театр. Театр С.А.Д. (Содружество артистов драмы) открылся в «Аптекарском огороде» в 2011 году. В сезон здесь играют более 30 спектаклей. Также при театре работает детская студия, где упражнения преподносятся в простой, игровой форме. С ребятами проводят речевые тренинги, ставят голос и правильное дыхание.
«Аптекарский огород» — это место будто создано для воплощения мира Маркеса. Когда на улице промозглая Московская зима, в оранжереях аптекарского огорода распускаются тропические цветы, как в родной писателю Колумбии, а на сцене в это время начинается волшебство, начинается спектакль...
О спектакле
Однажды на чердаке: в театре Вахтангова по ночам репетируют Маркеса
По вечерам на московских чердаках происходят любопытные вещи. Тем более — летом. А уж если чердак староарбатский, да еще и театральный... Так, на чердаке Театра имени Вахтангова однажды поздним вечером материализовались персонажи Габриэля Гарсии Маркеса. Только какие именно — да и они ли это? — загадка, которую предстоит разгадать зрителям будущего спектакля.
«Репетировать мы начали уже давно, и все еще продолжаем. Взяли за основу ключевые романы Маркеса и стали делать этюды без слов. В итоге родилась самостоятельная история, со своими героями и сюжетом, со своими отношениями. Она зажила своей жизнью и, наверное, уже даже не совсем имеет отношение к Маркесу...» — рассказал Валерий Ушаков, актёр Театра Вахтангова и режиссер этого спектакля, у которого пока нет окончательного названия.
Актёр Театра Вахтангова Валерий Ушаков пробует свои силы в режиссуре. Действо длилось около 40 минут. О чём оно? Рассказать, пожалуй, невозможно, потому что это необходимо смотреть и чувствовать.
В утробе чердака странно, просторно и темно. Безмолвное повествование кажется абсурдным, лишённым смысла, но при этом увлекает и завораживает. В какой-то момент ты начинаешь этот абсурд воспринимать, понимать и наделять какими-то только твоими, очень личными, глубинными и сокровенными подтекстами — будто бы откуда-то из детства, из снов, из фантазий. Местами улыбаешься и смеёшься, местами становится щемяще грустно. И хочется, чтобы молчаливый рассказ не заканчивался. А что Маркес? Дух Маркеса незримо присутствует в воздухе постановки. Надеюсь, эта талантливая и необычная работа будет доведена до конца и москвичи и гости столицы вскоре смогут ее увидеть. Не только на чердаке театра, но и на сцене.
Мария Дубинская
В «Аптекарском огороде» можно будет увидеть Маркеса
Новый сезон, который Содружеству Артистов Драмы (С.А.Д.) предстоит открыть, обещает быть богатым на премьеры. Пожалуй, самая необычная постановка, репетиции которой идут полным ходом, «Маркес. Без слов». История, рассказанная исключительно посредством языка и тела, так не похожа на спектакли, ранее поставленные на подмостках.
Произведения колумбийского писателя имеют небольшую сценическую историю в российских театрах. Среди поставленных спектаклей можно отметить, «Эрендиру» режиссера Федора Лаврова в БДТ им. Товстоногова, усиленную преимущественно визуальными эффектами и сложной актерской игрой на грани гротеска. Кукольный спектакль «Старый сеньор и...» Виктора Никоненко в театре им. Образцова, в котором также была попытка рассмотреть творчество Маркеса под призмой нескольких произведений. Отдельное место занимает «Осень патриарха» Вячеслава Спесивцева, на премьеру которой приезжал сам автор.
Несмотря на красоту содержания, произведения Маркеса все-таки сложно уместить на сцене и передать уникальность слога в полной мере, найти «золотую» середину для сценического воплощения.
Режиссер постановки, артист театра Вахтангова Валерий Ушаков, предложил свое видение произведений колумбийца, вдохновленный мастерством мима Джеймса Тьерре (внук Чарли Чаплина), перенес удивительный мир пантомимы на язык драматургии. Спектакль обещает вместить в себя не только классическое пластическое изложение, но и трюковые элементы, таким образом, делая отсылку к цирковому искусству.
Сложно представить произведения Габриэля Гарсиа Маркеса, лишенные всех диалогов и помещенные в тишину. Но пока артисты, занятые в постановке, искали, как выразить истории, созданные писателем, в ходе репетиций был создан особый мир прозаика, в котором произведения и персонажи переплелись в единое целое. Примечательно, что участники спектакля — ведущие молодые артисты и студийцы при театре Вахтангова. На их счету немало работ в популярных спектаклях, в числе которых «Евгений Онегин», «Минетти» (реж. Р. Туминас), «Анна Каренина» (реж. А. Холина), «Безумный день, или женитьба Фигаро» (реж. В. Мирзоев) и другие.
Драматургия спектакля обращается к вечной теме маленького человека. Главный персонаж, по сюжетной линии — старик, чья жизнь стоит на пороге вечности. Единственная для него отрада — память. Он вспоминает разные моменты своей жизни: события и поступки, любовь, люди, боль и разочарования. Но не может выделить для себя то самое главное воспоминание, ради которого стоило жить. В связи с чем предается философским размышлениям. Память же не дает ему так просто распутать клубок ностальгии, то скрывая целые события из жизни персонажа, то обнажая, казалось бы незначительные, детали.
Спектакль-притча о жизни во всех ее проявлениях. История не замыкается на чем-то конкретно хорошем или плохом. Это принятие человеческой судьбы со всей ее красотой и изъянами. О чем, собственно, и писал в своих великих романах Габриэль Гарсиа Маркес. Премьера спектакля, предположительно, состоится в марте будущего года.