Мифологема |
Значение в эпосе «Пополь-Вух» |
Значение у Г.Г. Маркеса |
Произведения, в которых встречается |
КРАСОТА |
Способ привлечь внимание богов, добиться их милости. |
Противопоставление разрушительной власти одиночества, но вместе с тем — красота несет смерть |
«Сто лет одиночества» (Ремедиос Прекрасная) |
ТЕМНОТА |
Тревога, страх. Антипод солнца — источника жизни. |
Знак обновления. Хаос, который призван породить Космос. |
«Мужчина приходит во время дождя», «Для первой главы», «Глаза голубой собаки», «Ева внутри своей кошки», «Монолог Исабели, которая смотрит на дождь в Макондо» |
МУРАВЬИ |
Помощь в преодолении испытаний (Шибальба). |
Последнее звено в цепи гибели рода Буэндиа. |
«Сто лет одиночества» (унесли последнего из рода Буэндиа) |
БЛИЗНЕЦЫ |
Борьба темных сил со светлыми. Торжество добра, жизни. |
Поворот непрерывного цикла времени вспять. |
«Сто лет одиночества» (Аурелиано Второй, Хосе Аркадио Второй) |
ДЕРЕВО |
Возможность преодоления смерти. |
Ось микрокосма Буэндиа.
Структурирующее начало бытия. |
«Сто лет одиночества» (каштан во дворе дома Буэндиа) |
СВЕТ |
Начало жизни. Миропорядок. |
Основа жизни. |
«Свет — всё равно, что вода» |
ДОЖДЬ |
Смерть как прекращение жизни. |
Смерть, но не как умирание, а как переход в иную фазу бытия. |
«Сто лет одиночества» (дождь в Макондо) |
СМЕРЧ (ВИХРЬ) |
Уничтожение жизни. |
Смена старого новым. |
«Сто лет одиночества» (финальная гибель Макондо) |