Главная
Биография
Хронология жизни
Премии и награды
Личная жизнь и семья
Друзья
Произведения
Постановки
Интервью
Интересные факты
Цитаты
Фотографии
Фильмы и передачи
Публикации
Разное
Группа ВКонтакте
Статьи

Психология бедности у Габриэля Гарсиа Маркеса: почему герои тратят, когда не могут, и копят, когда не надо

25.04.2025

В произведениях Габриэля Гарсиа Маркеса магия и нищета сосуществуют так же органично, как жара и тропики Колумбии. Его герои часто принимают на первый взгляд иррациональные экономические решения: тратят последние деньги на петуха (в «Полковнику никто не пишет»), хранят мёртвое тело в доме («Сто лет одиночества»), продолжают ждать чуда в мире, где чуда не будет. Эти странные поступки оказываются удивительно точным отражением закономерностей, описанных в работах поведенческих экономистов — таких как Даниэль Канеман и Ричард Талер.

Эксперты финансового маркетплейса 1mbank.ru, который предлагает жителям России помощь в подборе лучших вариантов для получения денег в долг, проанализировали, психология бедности раскрывается в произведениях Габриэля Гарсиа Маркеса.

Парадокс нищего: когда последний песо уходит на петуха

В повести «Полковнику никто не пишет» старик и его жена находятся в крайней бедности. У них нет средств даже на лекарства или еду, но они упорно отказываются продать бойцового петуха, символизирующего надежду на выигрыш в будущих боях. С точки зрения классической экономики — это абсурд. С точки зрения поведенческой — объяснимо.

Здесь можно привести концепцию предпочтения утраты и выигрыша (loss aversion), разработанную Канеманом и Тверски. Люди болезненнее переживают потери, чем радуются эквивалентным приобретениям. Для полковника потеря петуха — это не просто утрата имущества, это символическая капитуляция. Кроме того, по Талеру, существует понятие ментального учёта (mental accounting): петух — это «отдельная ячейка», это не хлеб или лекарства, это инвестиция в надежду. Эту ячейку нельзя использовать «не по назначению».

Искажение времени и надежда на лучшее будущее

Герои Маркеса часто ведут себя так, будто завтра принесёт решение всех проблем. Полковник с женой голодают, но ждут выигрышного боя. Жители Макондо в романе «Сто лет одиночества» отказываются менять привычный уклад, даже когда он разрушает их.

Это типичное проявление гиперболического дисконтирования — тенденции придавать чрезмерное значение краткосрочным выгодам и недооценивать будущие последствия. Люди в бедности особенно подвержены этому эффекту: постоянный стресс и ощущение неопределённости заставляют принимать решения, фокусируясь на выживании сегодня, а не на стратегическом планировании.

Поведенческий экономист Сендиль Муллайнатан в книге Scarcity описывает это как «умственное туннелирование»: бедность захватывает всё внимание, сужая возможности для рационального анализа. Именно это происходит с героями Маркеса — их решения иррациональны не потому, что они глупы, а потому что их сознание захвачено постоянным дефицитом.

Социальные и эмоциональные активы

У Маркеса герои нередко предпочитают сохранить достоинство, привычки или даже эстетические ценности, жертвуя материальными благами. Например, в «Хронике предсказанной смерти» герои хранят социальные ритуалы даже в ситуации, где жизнь человека поставлена под угрозу. Это можно рассматривать как инвестиции в социальный капитал, описанный Талером: они кажутся нерациональными, но обеспечивают уважение, принадлежность и идентичность — ценности, которые важны даже (или особенно) в условиях бедности.

Когда сбережения бессмысленны

В ряде произведений Маркеса герои копят ресурсы или откладывают действия в условиях, когда «копить» уже не на что и не для чего. Возьмем семью Буэндиа в романе «Сто лет одиночества», продолжающую производить рутину в разваливающемся мире. Это может быть связано с эффектом статус-кво: людям сложно отказаться от привычных моделей поведения, даже если они давно неэффективны. По Канеману, это связано с когнитивной инерцией — перемены требуют больших усилий, особенно от уставшего и перегруженного сознания.

Заключение: магический реализм поведенческой экономики

Габриэль Гарсиа Маркес, не будучи экономистом, интуитивно уловил то, что десятилетиями исследовали Канеман, Талер и их коллеги. Его герои — это не просто жители вымышленных латиноамериканских городков, а живые носители психологии бедности. Их иррациональные на первый взгляд поступки — это отражение универсальных моделей человеческого поведения, искажённого дефицитом ресурсов, надеждой и памятью.

Литература, особенно такая, как у Маркеса, может быть не менее ценной лабораторией человеческой психологии, чем экономические эксперименты. И если мы хотим понять, почему бедные копят, когда не надо, и тратят, когда не могут — нам стоит перечитывать лучшие книги Маркеса, чтобы прикоснуться к проблеме через мысли литературных персонажей.


Яндекс.Метрика Главная Обратная связь Ссылки

© 2025 Гарсиа Маркес.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.