Первый атомный
Ушли в прошлое времена строительства первых атомоходов. Сегодня по океанам и морям ходят сотни подводных лодок и ледоколов. Атомные реакторы, работающие на них, позволяют обходиться без заходов в порты для дозаправки топливом месяцами. Как же в СССР и когда начиналось строительство первого атомохода для Арктики. Об этом рассказано здесь.
Десятки тонн весили отдельные конструкции ледокола «Ленин». Собирали корабль с помощью подъемных кранов. Соединяли блоки электросваркой. На ледоколе делали и сотни (до 900) малых помещений кроме больших залов. Гребные валы устанавливали одновременно с монтажом электрооборудования и приборов. Ледокол строился без заклепок. Электросварку выполняли самые искусные мастера своего дела. Сложно было собирать перо руля, но выполнили и эту работу за несколько этапов.
Рекомендуем:
Шоу Програмс предлагает вашему вниманию эксклюзивные варианты проведения торжественных мероприятий — «Песочное шоу Аллы Денисовой», «Джазовый оркестр», «Гусары Демидовского полка», а также яркие вокальные, танцевальные, музыкальные постановки и юмористические номера!
В спуске со стапелей корабля длиной 134 и высотой 27 метров участвовали все цеха завода. Название на борту нанесли краской маляры — это были девушки. Выбран для торжественного события был День Конституции, тогда отмечавшийся в СССР 5 декабря. Заканчивался 1957 год, На водах Невы закачался красивый ледокол, но пока без атомного «сердца». Однако и постройка корабля еще не была закончена, вскоре плавучий кран установил на него огромную надстройку, потом другую. Их изготавливали отдельно от основной конструкции. После отделки многочисленных жилых помещений в надстройках ледокол стал комфортабельнее. Даже площадь, например, одноместной каюты превышала 8 кв. м, что создавало удобства будущему экипажу. Существовала еще одна работа — установка атомного реактора. Выработка пара для турбин — была основная его задача. Гребные электромоторы ледокола «Ленин» были мощностью 44 000 л. с. Первое в мире судно с атомным двигателем ждала Арктика.
Сегодня удивляет скорость постройки атомного корабля, на создание его ушел год и три с половиной месяца. Люди трудились самоотверженно. Правда, «ядерное сердце» на корабль поставили и запустили только в 1959 году. В то время сам президент США (Ричард Никсон) лично посетил ледокол «Ленин», также приезжало множество делегатов из других государств, так было велико удивление всего мира к советскому судостроению. Пройдя ходовые испытания, ледокол начал службу на Северном морском пути, проводя караваны судов. Капитаном корабля с 1961 года стал Борис Соколов, родившийся в небольшой деревне Костромской области в 1927 г. За 20 лет он, работая на «Ленине», по Арктике провел около 2 000 судов. За это был награжден золотой медалью «Серп и Молот» с присвоением звания Героя Социалистического труда. Умер Соколов в 2001 г. К его могиле на Серафимовском кладбище Петербурга и сегодня люди приносят цветы, помня труженика. А где же ледокол «Ленин» в наши дни? Судно находится в Мурманске, его сохраняют как музейный экспонат. Проводятся экскурсии на борт судна.
За время всей эксплуатации на ледоколе случилось две аварии с атомным реактором. Первая произошла в 1965 году, а вторая в 1967. Погибли ли люди впоследствии от облучения, неизвестно. Ядерное топливо с частью реактора затопили в районе Новой Земли (в заливе Цивольки) на глубине 50 метров.