Кризис кинозрелища на западе
В одном из интервью известный итальянский кинорежиссер Роберто Росселлини (работающий последние годы на телевидении) объявил о конце кинематографа:
— Какое кино? Нет кино. Оно больше не существует, кончилось. Кино теперь — труп.
Это была гипербола. Она отражала гнев и возмущение зачинателя итальянского неореализма стандартизированной пошлятиной, заполняющей сейчас экраны капиталистических стран.
Как и всякая гипербола утверждение Росселлини содержало большую долю преувеличения.
Но наряду с крайностями в интервью содержались и трезвые цифровые данные, свидетельствовавшие о серьезнейшем конфликте между современным кинематографом и массами зрителей.
— Во Франции в кинотеатрах, — заявил режиссер, — пустует 90 процентов мест. В Англии в год продавалось полтора миллиарда билетов, теперь лишь 435 миллионов...
Обращение к официальным статистическим справочникам подтверждает, что приведенные Росселлини цифры недалеки от истины, что наблюдается катастрофический отлив зрителей от кинематографа, что капиталистическое кинозрелище находится в состоянии глубочайшего кризиса. Кризиса не только морального и эстетического (о чем у нас писалось много и неоднократно), но и (о чем известно гораздо меньше) — экономического и социального.
Рекомендуем:
Ищите контрактное производство электроники или контрактную сборку? RCM Санкт-Петербург — это чёткое соблюдение поставленных сроков, оперативное предоставление заказчику информации о прохождении заказа, возможность в любой момент лично пообщаться с исполнителем, внести необходимые корректировки, уточнить требования.
За последние десять-пятнадцать лет в наиболее развитых капиталистических странах идет неуклонное падение посещаемости кинотеатров.
В США, самой мощной кинодержаве капиталистической части мира, число ежегодных кинопосещений по сравнению с довоенным временем уменьшилось в два—два с половиной раза.
В Италии, обладающей также большим собственным фильмопроизводством и обширной киносетью, — та же картина: число ежегодных кинопосещений на душу населения сократилось с тридцати — тридцати пяти довоенных до двенадцати-пятнадцати в 60-е годы.
Во многих странах эти потери еще более ощутимы. В Англии за послевоенные годы закрылось больше половины кинотеатров, а число кинопосещений сократилось вчетверо: с тридцати до семи. В ФРГ и Бельгии ежегодный «кинопаек» на душу населения — ниже семи, во Франции — четыре и две десятых, в Японии — чуть больше трех.
Совершенно очевидно, что речь идет не о случайном и временном явлении, а о стойкой закономерности, заслуживающей самого пристального внимания.
Происходит свертывание кинозрелища, резкое падение удельного веса той формы кинематографа, которая связана с демонстрацией фильма в кинотеатре.
По технике воспроизведения картины и коллективности восприятия это наиболее совершенная форма контакта зрителя с киноискусством. Ни демонстрация фильма с помощью узкопленочного проектора в домашних условиях, ни показ его по телевидению не в состоянии донести до зрителя всего образного богатства лучших, наиболее значительных произведений экрана. И вот эта до сих пор господствовавшая форма показа и восприятия фильмов сжимается, сдает позицию за позицией, теряет свое ведущее положение.
В чем же дело? Почему десятки миллионов людей перестают бывать в кинотеатрах, а другие десятки миллионов ходят в них все реже и реже? В чем причины кризиса?..
— Наивные вопросы!.. — пожмет плечами «хорошо осведомленный» читатель. — Разве не общеизвестно, что дело в телевидении?! Чем шире охват населения телевидением, тем реже ходят в кинотеатры.
Однако дело обстоит не так просто. Да, телевидение играет в этом процессе немалую роль. Да, телевидение подстегивает и убыстряет его. Но корни кризиса не только в телевидении. Он — порождение цепи причин, частью связанных с телевидением, частью независимых от него.
Попробуем разобраться хотя бы в наиболее важных из этих причин.
Конкуренция других способов
использования досуга
Помимо времяпрепровождения у голубых экранов (о чем речь пойдет несколько ниже) к наиболее распространенным способам использования досуга, конкурирующим с кинематографом, относятся: посещение других зрелищ (драматических и музыкальных театров, цирка, эстрады, мюзик-холла, луна-парков), разные виды художественной и иной самодеятельности, коллекционирование и т. д. Но особенно ощутимую конкуренцию испытывают кинотеатры со стороны таких получивших за последние десятилетия большое распространение форм проведения свободного времени, как посещение кафе и танцплощадок, разнообразные виды туризма, спорта.
Давно установлено, что основной контингент кинозрителей во всех странах — молодежь до двадцати пяти — тридцати лет. Этому возрасту свойственна наибольшая активность, общительность, подвижность. И когда перед молодыми людьми возникает вопрос: просидеть ли два часа в душном помещении кинематографа, глазея на зачастую банальный фильм, или пойти в кафе потанцевать с друзьями, или с тысячами других людей «поболеть» на стадионе за свою команду, или выбраться из пробензиненного города в загородную туристическую экскурсию, или — что уж совсем великолепно — выехать на мотоцикле или малолитражке в лес, к морю, в горы, — в большинстве случаев кинематограф отступает на задний план.
Не случайно в странах, хорошо оснащенных для самодеятельного туризма и автоспорта (а за послевоенные годы в этом отношении наблюдается большой прогресс), в предпраздничные и праздничные дни посещаемость кинотеатров не возрастает, а, наоборот, снижается.
Так расширение возможностей использования других форм отдыха и развлечений привело к значительному сокращению аудитории кинотеатров...
Но наряду с внешними причинами этого сокращения действуют причины внутрикинематографические.
И этих причин не меньше, а больше.