Картины в интерьере
Стремление украсить свой дом живописью в европейской культуре появилось много столетий назад. Тогда изобразительное искусство вышло за пределы церковного алтаря и превратилось в предмет роскоши, модную деталь интерьера богатых домов. Потомственная знать украшала стены замков портретами своих предков, натюрмортами из дичи, пейзажами и сценами охоты.
Вслед за знатью и каждый разбогатевший купец стремился заказать свой портрет для интерьера собственного дома непременно у модного и известного художника. Причем имя этого мастера кисти, как и стоимость его работы — портрета, должно было свидетельствовать о высоком социальном статусе и доходах заказчика. Так мода и тщеславие способствовали прочному «внедрению» живописи в интерьеры горожан.
В сельских домах все было немного проще, там живописью являлись жанровые картинки из жизни деревни, лесные пейзажи и букеты цветов, нарисованные местными умельцами и купленные на базаре. Такие предметы «народного творчества» имели большую популярность, выполнялись в определенном стиле и колорите, особенном в каждой местности.
Эпоха повального интереса к интерьерной живописи в Европе пришлась на 80-е годы прошлого столетия, когда каждый состоятельный европейский дом украшали подлинники особенно модных тогда немецких, итальянских и американских художников. В России в этот период покупать живопись, а тем более увлекаться ее коллекционированием, могли позволить себе немногие. За последние годы ситуация изменилась. И сейчас украшение интерьера дома произведениями живописи считается хорошим тоном.
Но как при покупке картины требуется художественное чутье, тонкий вкус, так и при ее размещении в интерьере важно не ошибиться в выборе стиля. Произведения искусства — предметы капризные. Иногда «под них» — для того, чтобы достойно им соответствовать — необходимо бывает менять всю обстановку в целом.
Подстать картине должно быть и ее непосредственное обрамление — рама. Например, подлинник работы старых голландских мастеров нельзя «украсить» дешевой пластиковой рамой — он требует к себе особого уважения. И, наоборот, роскошный позолоченный багет будет нелеп в качестве рамы для авангардного произведения.
А вот работы, выполненные в графической технике (литография, офорт, линогравюра), можно оформить тонкой металлической рамой. Хорошо сочетается с графикой и однотонная простая рама из дерева или пластика: черная, белая или в тон картины. Очень благородно и дорого выглядит рама из полированного дерева, совпадающая по цвету с мебелью, графическая работа в такой раме существенно украсит гостиную, столовую или спальню.
Так же как картины украшают интерьер, так и интерьер должен соответствовать картинам, особенно если это дорогие и редкие произведения искусства. Коллекция старинной живописи должна быть помещена в классический интерьер с натуральным благородным деревом мебели и наборным паркетом. А фоном такой коллекции должны стать стены, обтянутые шелком.
Как пример удачной гармонии, можно привести интерьер, где роскошь обстановки дополняется художественной ценностью картины, расположенной над камином, а ее золоченая рама сочетается с хрустальными люстрами и лепными украшениями потолка.
Авангардная живопись органично впишется в строгий и лаконичный интерьер в стиле минимализма. Тонкая черная рама таких картин перекликается с коваными ножками столов и абажурами настольных ламп. Удачно подобрано цветовое сочетание сочного красно-коричневого цвета стен с белой мебелью и ковром. В гостиной при минимальном количестве мебели создается впечатление яркого, насыщенного и нарядного интерьера. А стиль хай-тек, призывающий оценить красоту новых технологий и материалов, в дополнительных украшениях почти не нуждается. Вместо картин на стенах в таком интерьере органично будут смотреться металлические пластины, за которыми «спрятаны» точечные светильники.
Легкие и изящные акварели с растительным рисунком в тонких рамах послужат прекрасным украшением столовой в стиле модерн. Растительный мотив — излюбленная тема модерна, а оттененный темной мебелью и выполненный прозрачными красками акварели, он придаст вашей столовой тонкий шарм.
Интерьер спальни в стиле кантри удачно дополняется небольшими офортами в простых рамах. Милые и непритязательные, они усилят ощущение покоя и «сельской» тишины. Вообще, спальню лучше не украшать яркими и контрастными полотнами большой площади, ведь обстановка спальни должна располагать к отдыху, в том числе и для глаз. Обычное место расположения картин здесь — изголовье кровати, а полотна выбираются светлые, изящные и спокойные.
Те же требования относятся и к детской. Очень яркие украшения детской способны быстро утомить ребенка. Здесь уместны будут картины на сказочные темы или, в зависимости от возраста, иллюстрации к рассказам о путешествиях. Это, пожалуй, одна из немногих комнат в доме, которую ребенок может оформить сам, надо только поместить в рамки детские рисунки и развесить по стенам.
Итак, картина — великолепное украшение интерьера в любом стиле. Однако если нет возможности приобрести оригиналы картин, акварелей, офортов, а репродукции известных полотен использовать не хочется, и это понятно, вспомните о том, что не менее выразительно могут выглядеть в интерьере плакаты, постеры и фотографии.
Их использование очень характерно для американской культуры. Там, где в европейском доме увидишь живопись, пусть и не очень известных художников, в Америке ее с успехом заменяет плакат. Фотография и плакат, выполненные талантливым мастером, подчас не уступают картинам по выразительности и художественной ценности. А большим преимуществом плакатов и постеров является возможность их частой смены.
Удачно размещенные в интерьере произведения искусства делают дом не просто красивым, но создают нужное настроение.