BMW 7 Series: Марс атакует
БМВ 7-й серии, по мнению ее создателей, — подлинная революция. Некоторые утверждают, что от прежнего автомобиля в ней остались лишь колеса. Шутка, конечно, но вот сколько в ней правды?
И снится нам не рокот космодрома
Жучиные фосфоресцирующие глаза, длинные, словно у осьминога, трехпалые щупальца, антенна радиосвязи на абсолютно лысой, покрытой гладкой темно-синей кожей голове, гортанная бормочущая речь и, конечно же, сверкающие на поясе бластеры, стреляющие световыми лучами чудовищной мощности. Вам должен быть знаком этот собирательный образ представителя инопланетной цивилизации. Ну, уж пару-тройку фантастических книжек в детстве вы должны были прочитать?! Шаблонный, конечно, портретец, но весьма при этом колоритный.
Когда передние фары «семерки» вспыхивают затейливым пучком ксенона, этот седан на самом деле немного похож на чужака из созвездия, допустим, Лебедя. Нет, серьезно, многие элементы конструкции самого современного БМВ кажутся только что сошедшими со страниц научно-фантастической литературы. Причем завораживают вроде бы незначительные мелочи и приятные безделушки.
Включить энергию!
Легкое нажатие на кнопку пульта дистанционного оборудования — едва слышно разблокировались замки, а внешние дверные ручки дверей засветились. Вау! Видели бы, сколько народу собирается, когда водитель «семерки» закрывает багажник машины. Секрет в том, что происходит это автоматически — нажимаете на кнопку, и громадная пасть медленно, с толком и расстановкой захлопывается.
Дальше больше — стоит лишь заднему пассажиру занять свое место, так называемый «датчик занятости» услужливо поднимет подголовник. А как классно здесь работает «парктроник»! Электронный парковочный помощник не только пищит, но и на большом цветном дисплее показывает, сколько осталось до ближайшего фонарного столба.
Но самое сильное впечатление производит запуск двигателя. Вставляем хитроумный полуключ, полубрелок в специальное гнездо, чтобы компьютер смог распознать код, и теперь жмем кнопку «Старт». «Включить энергию!» — и мощнейший двигатель просыпается в недрах бесконечного капота. Короче, звездные войны — ни больше ни меньше.
Вы с какой планеты, мистер?
На фоне всех этих марсианских чудес внешний вид седана седьмой серии, в пух и прах раскритикованный, причем, заметим, неоднократно, уже не кажется шокирующим. Совсем нет. Ведь фирменные ноздри, хоть и сильно раздутые, да сдвоенные фары, пусть и прикрытые причудливой геометрии рассеивателями, не дают права на ошибку — перед нами однозначно БМВ. А что крышка багажника нависает над задней оптикой и бампером, словно глубоко надетая фуражка милиционера, так это ничего. По крайней мере, не как у других.
И вообще, если трезво посмотреть на «семерку» строго в профиль, то все разговоры о «дизайнерской революции» кажутся надуманными. Перед нами обычный классический силуэт большого БМВ. Ничего сногсшибательного. Так что оставьте ненужные споры, я себе уже все доказал. Остается заметить, что темные тона идут баварскому флагману (или космическому крейсеру?) гораздо больше, чем светлые оттенки. Солидность, массивность, вальяжность ему очень к лицу. Словом, гораздо более неоднозначной, нежели собственно экстерьер, нам показалась «революционная система эргономики», более известная как «Ай-Драйв» (IDrive).
Пуп земли
Первое впечатление — гора родила мышь. И вот в чем тут дело. Разрекламированный «Ай-Драйв», по заверениям создателей, позволяет водителю, нисколечко не отвлекаясь от управления, делать едва ли ни все, что душеньке угодно. Управлять музыкой, включать печку, изменять параметры работы автомобиля, например, жесткость амортизаторов, следить за его техническим состоянием, через сколько нужно менять, скажем, колодки, и даже копаться в Интернете. Всего 270 функций! Поменьше, конечно, чем звезд на небе, но все-таки впечатляет. Однако, положа руку на сердце, признаемся — подавляющее большинство этих функций едва ли пригодится водителю даже во время стоянки. Вы же не будет отправлять письмо по электронной почте, стоя у светофора? Хуже того — освоить управление «Ай-Драйвом» отнюдь не легкое дело.
Это только в теории кругляш-джойстик на переднем подлокотнике разрешает легко, непринужденно, а главное, как выражаются сами создатели, «интуитивно», бродить по бесконечным лабиринтам компьютерного меню. На деле же даже функция «Форс бэк», которая обеспечивает обратную связь, имитируя промежуточные и конечные положения джойстика, не позволяет найти (по крайней мере, найти быстро) общий язык с революционной системой. Целый день ушел у меня на то, чтобы разобраться с управлением музыкального центра, к слову, очень приличного по звучанию. Сохранить в памяти выбранную станцию FM-диапазона — задачка-то на полсекунды — отняла у меня минут пятнадцать, не меньше. Если думаете, что я уж такой непроходимый тупица, попробуйте сами!
Слава богу, хоть громкость можно регулировать без проблем — кнопки предусмотрительно выведены на рулевое колесо. Та же история с климат-контролем. Им можно управлять через «Ай-Драйв», а можно ручками на центральной консоли. Угадайте с одного раза, что я предпочел?
Но захочется копнуть поглубже — ведь нам же обещали 270 функций! — и вам волей-неволей придется тормозить у обочины. Ну и напоследок еще один камешек в огород «Ай-Драйва» — центральный дисплей, который, по заверениям создателей, позволяет считывать информацию, не отрывая глаз от дороги, то бишь боковым зрением, также не слишком удобен — мелковаты графические символы.
Но — стоп! У любой медали ведь две стороны. Если бы не пресловутый «Ай-Драйв», то количество кнопочек, клавиш и рычажков в салоне «семерки» наверняка превысило бы количество лошадиных сил под капотом. Впору устраивать специальные курсы для покупателей «семерки» под лозунгом «С «Ай-Драйвом» на ты!». К слову, что-то подобное российское представительство БМВ уже готовит. Но может не стоило огород городить? Насколько нам известно, новая «пятерка», дебютирующая в 2002-м, будет оснащаться системой «Ай-Драйв» исключительно по желанию клиента. И это, наверное, правильно.
Каюта класса люкс
Вот вам и пример того, что не все почерпнутое из научной фантастики однозначно во благо. Но если целесообразность «Ай-Драйва» еще может вызывать вопросы, то, скажем, селектор автоматической коробки, вынесенный на подрулевой переключатель — только восторг. Наконец-то неуклюжая кочерга между передними сиденьями отправляется на свалку истории. Кнопки для выбора пониженной и повышенной передачи на руле. Режимами работы 6-ступенчатого «Стептроника» заведует правый верхний подрулевой переключатель. Качнул рычажок чуть на себя и вниз — есть режим «Драйв», на себя и вверх — задний ход. Положение «Паркинг» активируется нажатием кнопочки в торце этого хоть и маленького, но внушающего чувство солидности и надежности джойстика. Впрочем, пользоваться режимом «Парковка» при остановке совсем не обязательно. Достаточно включить автоматический стояночный тормоз.
Удобнейшая, скажу я вам, вещь. Остановились на светофоре, и тут же рабочий тормоз взялся за дело, нажали на газ — электронный сторож разжимает хватку. Активацию автотормоза можно запрограммировать на специальную свободную кнопку на руле. Класс!
Правда, сам руль в отличие от его многофункциональных возможностей не шибко порадовал. Создалось впечатление, что обод обтягивал кожей стажер — неаккуратные швы и вздутости как-то не вяжутся с настоящим немецким качеством. Но это, пожалуй, единственная пробоина в салоне 7-й серии, да и то явно выше ватерлинии. В остальном же придраться не к чему.
Таких удобных кресел я не видел ни в одном автомобиле. Диапазон и количество регулировок... Чтобы не загружать вас сверх меры, скажу лишь, что пассажир заднего дивана может со своего места регулировать в продольной плоскости переднее сиденье. Каково! Подогревы, электроприводы, автоматические шторки, подстаканники, пепельницы — всего этого добра в БМВ хватило бы на пяток обычных автомобилей. Но у нас-то машина не обычная, считай, космический корабль, так что к повышенному вниманию к себе любимому быстро привыкаешь.
И когда навязчивый комфорт приедается, хочется развлечься. Короче, поехали кататься.
Что почем?
Седаны представительского класса F — товар дорогой. А таможенные пошлины делают их очень дорогими. Потому не стоит удивляться, что минимальная цена новой «семерки» составляет $89 000. За эту сумму вы получаете модель 735i в очень хорошей комплектации. Не имеет смысла перечислять все, что в нее входит — получится не одна страница. Заметим лишь, что принципиальная разница с более дорогой моделью 745i, мощность двигателя которой составляет 333 л.с., а цена $104 500, заключается в вентилируемых сиденьях и еще более крутой музыкальной системе. Цена еще не появившейся в России самой дорогой «семерки» с удлиненной базой и 6-литровым 12-цилиндровым двигателем вряд ли будет ниже $120 000.
Чудеса продолжаются
В фантастических романах космические корабли летают с помощью гиперволновых пространственных конвертеров или, на худой конец, на маршевых двигателях. Ну-ка приоткроем капот... Странное дело, двигатель здесь работает по циклу Отто, иначе говоря, внутреннего сгорания, однако назвать его обычным не поворачивается язык.
Как можно? Ведь в новых V-образных баварских «восьмерках» воплотились все лучшие наработки БМВ последних лет. Самая известная из них — это «двойной ВАНОС», регулирующий положение распредвалов. Самая новая — первая серийная система непрерывного изменения длины впускного тракта, увеличивающая мощностную отдачу. Ну а самая любопытная — это «Вэлвтроник», в которой дроссельная заслонка в головках блока заменена хитрым приводом впускных клапанов. Теперь, нажимая на педаль газа, водитель активирует не заслонку, а электродвигатель, который посредством рычага и коромысла поднимает клапан — чем он выше, тем больше воздушной смеси попадает в камеры сгорания. На выходе мы имеем прибавку в мощности, экономию в потреблении топлива, практически мгновенный отклик на педаль газа и, что важно, непривередливость двигателя к бензину разного качества. Ну что, опять, говорите, не фантастика?
И в самом деле, 3,6-литровая «восьмерка» последнего поколения потребляет топлива на 14% меньше предшественника — примерная экономия составляет литр-полтора на 100 км пробега. При этом новинка еще и на 14% мощнее. А 7,5 секунды разбега с места до сотни для тяжелого — почти две тонны сухой массы, — да еще и оснащенного «автоматом» седана очень недурной результат.
Но это теория, а как с практикой? Под широченными колесами пусть мокрый, но асфальт безо льда и снега — отлично. Газ в пол и... ничего не случилось. Спору нет, «семерка» поехала весьма резво и, разумеется, заметно быстрее остальных участников движения. Но когда под капотом у тебя ни много ни мало 272 лошадиные силы, ожидаешь зрелища покруче. Не стоит удивляться некоторой заторможенной динамике самого большого БМВ. Просто в тот момент за движением машины на скользкой дороге следили все возможные электронные сторожа. Будто это и не обычная поездка даже, а стыковка космических кораблей.
Автопилот включен!
Система «Динамик Стабилити Контрол», уже знакомая по предыдущей «семерке», путем целенаправленного подтормаживания отдельных колес повышает устойчивость на скользких дорогах. DSC в свою очередь командует подсистемой ASC, принудительно ограничивающей подачу топлива и подтормаживающей буксующее колесо. Но и это еще не все. С помощью «Ай-Драйва» вы можете бросить в борьбу с непогодой еще одного электронного бойца, скрывающегося за аббревиатурой DTС и допускающего ограниченную пробуксовку ведущих колес.
На деле же все выглядит непонятно и чудно. Вот, казалось бы, в скользком повороте задок стал забирать в сторону и вдруг раз — едва слышимое потрескивание откуда-то извне, и машина возвращается на прежнюю траекторию. Просто замечательное поведение, которое, безусловно, стоит некоторой потери динамических качеств.
Само совершенство?
Список новинок, впервые появившихся на новой «семерке», занимает в пресс-релизе БМВ четыре страницы — это около 80 наименований. Рассказать обо всех невозможно чисто физически. Да и не знаешь, что выбрать: качественно новый подход к шумоизоляции или стекла с поликарбонатом, выдерживающие удар молотком, не говоря уже о вылетевшем из-под колес грузовика булыжнике, плавность хода, улучшившуюся по сравнению с предшественником, или программируемый круиз-контроль, приборную панель на светодиодах, при прогреве машины показывающую выше какой отметки мотор не стоит крутить, или сабвуфер, использующий внутренние полости порогов в качестве резонаторов? И еще многое, многое другое, чего не было не только на баварских машинах, но и на автомобилях вообще.
Да, «семерка» действительно уникальна и иногда кажется, — лично я от этого ощущения избавиться не могу — не от мира сего. Но ждет ли ее успех? Нет сомнений, многочисленное племя, известное во всем мире как «эрли адоптерс», то бишь прогрессивно мыслящий пласт покупателей, на ура принимающий все плоды научно-технического прогресса, станет заказчиками этой машины. Но получится ли у БМВ отбить в своем большинстве консервативную клиентуру «Мерседес-Бенца»? А ведь баварцы рискуют именно ради этой цели, на меньшее, думаю, они не согласны.