Главная
Биография
Хронология жизни
Премии и награды
Личная жизнь и семья
Друзья
Произведения
Постановки
Интервью
Интересные факты
Цитаты
Фотографии
Фильмы и передачи
Публикации
Разное
Группа ВКонтакте
Статьи

Мануэль Кофиньо. Предисловие

С интересом читая работы, включенные Вирхилио Лопесом Лемусом в эту книгу, мы заметили, что, как бы ни были разнообразны используемые им критические приемы, все они удачны и, дополняя друг друга, освещают мало изученные стороны в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса и решают одну из главных задач современной литературной критики: заставить говорить сами произведения, изучать даже то, что недосказано.

В этих очерках Вирхилио обращает внимание и на значение текста, и на то, какими средствами оно передается, выявляя смыслы и намерения, которые могут ускользнуть от невнимательного читателя; не заявляя об этом прямо, он доказывает, что в любом великом произведении всегда остается что-то нераскрытое. Нас восхищает, как удачно автор с марксистских позиций анализирует различные стороны этой обширной и сложной системы, составляющей мир творчества Гарсиа Маркеса.

Нам захотелось познакомиться с Вирхилио Лопесом Лемусом. Он оказался простым, беспокойным, проницательным молодым человеком, страстным исследователем. Уроженец Фоменто, — небольшого городка в провинции Санкти-Спиритус, — он участвовал в революционном движении, благодаря чему познакомился с крестьянскими районами и отдельными селениями, а это помогло ему лучше понять атмосферу произведений Габриэля Гарсиа Маркеса, характерную в известной степени также для дореволюционной Кубы и, будучи формой общественного сознания, продолжавшую существовать в первые послереволюционные годы. Разумеется, этого было бы недостаточно. В 1975 году Вирхилио закончил Гаванский университет, став специалистом по испанскому языку и литературе. Студентом он имел возможность в течение двух лет участвовать в культурно-социологических исследованиях, проводившихся факультетом литературы и искусств в горных районах Эскамбрая. Позже он в течение гола занимался такой же работой в гаванском квартале Кайо-Уэсо. При окончании университета он был назван лучшим исследователем факультета, а в 1976 году получил медаль «Кузнецы будущего». Вирхилио опубликовал ряд статей и очерков, среди них предисловия к роману венесуэльского писателя Гильермо Менесеса «Метис Хосе Варгас» и к сборнику «Двадцать рассказов» уругвайца Марио Арреги, составленного самим литературоведом. Эти работы свидетельствуют о его интересе к жизни латиноамериканского селения — теме, так широко раскрытой в творчестве Гарсиа Маркеса.

В книге «Неисчерпаемый талант» Гарсиа Маркеса удачна уже сама ее структура; автор идет от общего и определяющего к частному и обусловленному. Работу открывает очерк об отсталости, тяжелейшей и бесконечной отсталости наших социально-экономических, капиталистических структур, служащей фоном всех произведений Гарсиа Маркеса. Вирхилио убедительно аргументирует свою мысль о тесной связи его творчества с этим миром, мастерски отраженном в книгах колумбийского писателя.

Затем следует очерк о насилии, быть может, наиболее глубокий и впечатляющий в книге. Эта тема постоянно присутствует в латиноамериканской литературе вообще и в колумбийской в частности. Дух насилия пронизывает едва ли не всю прозу этой страны — от хроник отца Сандоваля до «Пучины» Хосе Эустасио Риверы (самого известного колумбийского романа до появления «Ста лет одиночества») и произведений костумбристов и романтиков, в которых звучат выстрелы и рокочут барабаны гражданской войны.

После 1948 гола в Колумбии выходит ряд так называемых «романов насилия», иногда носящих столь красноречивые названия, как «Пули закона» (Альфонсо Иларион Санчес, 1953). В большинстве своем это натуралистические и крайне тенденциозные произведения, не обладающие высокими художественными достоинствами. Габриэль Гарсиа Маркес, начавший свою литературную деятельность в 1946 году, подошел к этой теме иначе, сумев раскрыть ее глубоко и ярко. Как правило, он не описывает акты насилия непосредственно; насилие составляет фон его произведений и лишь изредка, только тогда, когда это необходимо, показывает свое звериное лицо. Можно сказать, что в рассказах и романах Гарсиа Маркеса насилие как бы закипает «на медленном огне», вызывая напряженное ожидание взрыва. Иными словами, мы ощущаем скрытую внутреннюю динамику его развития. Писатель сказал как-то, что «литература насилия» свелась к анекдоту, к «черной хронике», а потому никоим образом не могла выявить внутреннюю механику этого феномена колумбийской жизни.

Обращаясь к этой теме, обычной для писателей его страны, Гарсиа Маркес избегает анекдотической, поверхностной ее стороны, рисуя общество, где насилие является непременным социальным фоном.

В следующем очерке, озаглавленном «Пессимизм и надежда», Вирхилио Лопес Лемус показывает диалектическую борьбу оптимизма и отчаяния, столь характерную для произведений Гарсиа Маркеса, приливы и отливы этих чувств, имеющие множество оттенков в зависимости от ситуаций и личности его героев. Это естественно в мире, где царит отчуждение, порожденное отсталостью и насилием, люди и сама жизнь колеблются между крахом и надеждой. Но нельзя забывать, что даже отчаявшиеся люди — пока они не покончили счеты с жизнью — все еще ждут чего-то, на что-то надеются. Поэтому, хотя произведения Гарсиа Маркеса грешат порой социальным детерминизмом, в них чувствуешь этот «запах роз, идущий с середины Карибского моря, который стал символом надежды».

Вирхилио сумел тонко и верно выявить скорее дух отчаяния, чем пессимизма, ощущаемый в произведениях колумбийского писателя, и наряду с этим — крохи веры и надежды, которые таятся в душах его героев. Веру и надежду приносит ветер, символ времени, символ перемен. В тысячелетней сырости, под все разъедающей пылью можно различить немало лиц, сведенных гримасой отчаяния, но перед их сухими глазами предстают видения прекрасных садов. Мрачная действительность рассказов и романов Гарсиа Маркеса не заслоняет очертаний будущего.

В книгу включено также неизданное предисловие к роману «Недобрый час», опубликованному в 1962 году. В этой небольшой статье Вирхилио сумел дать глубокий, верный и емкий анализ произведения, вызывающего споры критики.

В очерке, посвященном роману «Осень патриарха», автор демонстрирует качества, которыми должен обладать хороший критик и литературовед. Вирхилио не поддался восхищению, избежал односторонних, вкусовых оценок. У этого романа Гарсиа Маркеса есть и ожесточенные противники, и фанатичные почитатели, причем и те, и другие, как правило, излишне субъективны. К сожалению, в ловушку «любви» или «ненависти» попали даже опытные критики. Но молодой кубинский литературовед сумел объективно проанализировать это интереснейшее произведение колумбийского писателя в контексте всего его творчества.

Раздел «Заметки на полях: повторы, гиперболы и детская литература» приводит нас от общего и определяющего к частному, обусловленному. Здесь рассматриваются элементы, составляющие то удивительное единство, которое являет творчество Гарсиа Маркеса. Вирхилио показывает, как сила воображения писателя гиперболизирует отдельные стороны его мира, порождая новые временные, лексические и сюжетные конструкции. Автор выявляет наличие повторяющихся ситуаций и персонажей, исследует, какими средствами это передано.

Произведения Гарсиа Маркеса позволяют нам войти в удивительный, магический мир так же просто, как мы входим в соседнюю комнату. И книга Вирхилио Лопеса Лемуса помогает лучше понять этот мир.

Мануэль Кофиньо

  К оглавлению Следующая страница


Яндекс.Метрика Главная Обратная связь Ссылки

© 2024 Гарсиа Маркес.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.