Биография
Маркес родился в небольшом провинциальном городке, расположенном в бассейне р. Магдалены, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. Его отец — Габриэль Гарсиа, был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте после смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.
Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. В 1948 г. в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.
С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть «Палая листва», в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.
В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты «Эль Эспектадор» приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть «Полковнику никто не пишет», первый вариант которой заканчивает в 1956 г., а отдельным изданием книга выходит в 1961 г.
Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, «снайперская точность языка», ощущение емкости и многомерности слова. Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз. Время действия—1956 г., место действия — безымянный городок, но в снах и воспоминаниях главного героя — полковника, участника гражданской войны, живет другой город — Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события. «Полковнику никто не пишет» — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.
Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман «Недобрый час». Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 г. в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов «Похороны Большой Мамы» (1962).
Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы. После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы, он пробует реализовать свои силы в кинематографе. Но, «работая для кино, — говорит Маркес, — я убедился в том, что преобладание изобразительности над другими повествовательными элементами заключает в себе, конечно, определенные преимущества, но также и определенные ограничения, — и это стало для меня ослепительным откровением, ибо только тогда я осознал, какими безграничными возможностями обладает роман».
В январе 1965 г. Маркес почувствовал, что может «начать диктовать машинистке первую главу слово за словом». На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман «Сто лет одиночества» увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин «магический реализм». Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.
«Магический реализм» характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.
Роман «Сто лет одиночества» — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в. Роман «Сто лет одиночества» стал прощанием с Макондо и его жителями, тема одиночества, получившая столь блестящее завершение, отступила на второй план в последующих произведениях Маркес
В 1972 г. появляется сборник рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке». Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе «Осень патриарха» (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.
В 1981 г. увидела свет «История одной смерти, о которой знали заранее», а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.
Основные даты жизни и творчества
1928—1936 — 6 марта 1928 года в городке Аракатака в прикарибской зоне Колумбии в семье телеграфиста Габриэля Элихио Гарсиа, женатого на Луисе Сантьяго Маркес Игуаран, появился на свет мальчик Габо. Вскоре он был оставлен на попечение деда, отставного полковника Николаса Рикардо Маркеса Мехиа Игуаран и бабки, Транкилины Игуаран Котес, приходившийся мужу двоюродной сестрой. В доме деда Габриэль Гарсиа Маркес воспитывался до 8 лет и набирался первых впечатлений, которые станут неиссякаемой кладовой воспоминаний и поэзии; родители его жили в городах Сукре и Барранкилья.
1937—1946 — В 1940—1942 годах учится в Барранкилье в иезуитской школе Сан-Хосе, в школьной газете «Хувентуд» впервые начал пробовать перо, в 1943 году продолжил учебу в национальном колледже в Сикапире. Увлечение поэзией привело его в группу «Пьедра и сьело» («Камень и небо»).
1947—1949 — В 1947 году в газете «Эль Эспектадор» публикуется первое художественное произведение Гарсиа Маркеса — рассказ «Третье смирение», написанный под влиянием Кафки. В том же году, окончив школу, Гарсиа Маркес поступил на первый курс юридического факультета Национального университета в Боготе. Весной 1948 после убийства демократического деятеля Хорхе Элиесера Гайтана в стране начинается череда жестоких гражданских войн — эпоха «виоленсии». Гарсиа Маркес уезжает из Боготы в приморский город Картахена-де-лас-Индиас, продолжает учебу в местном университете и поступает на работу в газету «Универсаль».
1950—1954 — Переезжает в Барранкилью, где работает в газете «Эль Эральдо» и становится заведующим редакцией еженедельника «Кроника». Окончательно бросает занятия юриспруденцией и зарабатывает журналистской работой. Это решающий период в становлении литературных взглядов Гарсиа Маркеса, знакомство с современными западноевропейскими и американскими писателями. Возникает замысел большого романа «Дом», который через 16 лет станет «Ста годами одиночества». В 1954 году возвращается в Боготу и работает в «Эль Эспектадор».
1955 — В 1955 году пишет серию очерков «Правда о моих приключениях», основанные на рассказах одного из спасшихся членов экипажа колумбийского военного корабля. Этот безобидный в политическом отношении очерк, обнаруживший уже высокое художественное мастерство молодого писателя имел неожиданные последствия, поскольку в рассказах моряка открылось, что военные суда занимались контрабандой. Гарсиа Маркес уезжает в Европу на время, пока не утихнут страсти. В том же году в Боготе на средства, собранные друзьями, выходит его первая отдельная книга «Палая листва».
1956—1957 — Колумбийский диктатор Рохас Пинилья закрывает провинившийся «Эль Эспектадор». Гарсиа Маркес живет в Париже, работает для нескольких газет и серьезно занимается творчеством. В 1957 году заканчивает повесть «Полковнику никто не пишет». В конце 1957 года выезжает в Каракас (Венесуэла) в момент свержения диктатуры Переса Хименеса и работает в журнале «Моменто».
1958 — Женится в Барранкилье на Мерседес Барча. Повесть «Полковнику никто не пишет» выходит в малоизвестном мексиканском журнале «Мито».
1959 — В 1959 году в рамках колумбийского фестиваля переиздается повесть «Палая листва»; закончен роман «Недобрый час». В том же году Гарсиа Маркес начинает работать корреспондентом кубинского информационного агенства «Пренса Латина», представляя его в Гаване, Боготе, а затем и в Нью-Йорке.
1961 — В 1961 году Гарсиа Маркес решает оставить журналистику и переехать на постоянной местожительство в Мехико, куда он и переезжает из США. (Эту поездку через южные штаты, как говорил Гарсиа Маркес, он совершил в память о Фолкнере и с его книгами под мышкой.) Выходит отдельным изданием повесть «Полковнику никто не пишет».
1962 — Роман «Недобрый час» получил премию «Эссо» и вышел в Испании, но это издание было опротестовано писателем, поскольку издатели позволили себе внести изменения в текст. Выходит сборник «Похороны Великой Мамы», куда вошли восемь рассказов, созданных с 1955 («День после субботы») по 1961 год («Вдова Монтьель», «Искусственные розы», «Похороны Великой Мамы»).
1962—1965 — Этот период в жизни Гарсиа Маркеса можно назвать творческим кризисом. В течении двух лет Гарсиа Маркес в Мехико руководил журналами, работал в агенствах печати, писал киносценарии вместе с мексиканским писателем Карлосом Фуэнтесом, в том числе по рассказу Хуана Рульфо «Золотой петух» и роману того же автора «Педро Парамо». Несмотря на то, что Гарсиа Маркес ничего не публиковал, «за кулисами» шла мучительная борьба с замыслами двух больших романов.
1965—1966 — Мучительные поиски «верного тона» продолжались до 1965 года, когда книга наконец сдвинулась с места. Гарсиа Маркес писал: «Я сошел с ума от счастья... после стольких лет бесплодия она бьет из меня фонтаном без всяких проблем со словами... В определенном смысле — это тот первый роман, который я начал в 17 лет, но теперь расширенный: не только история полковника Аурелиано Буэндиа, но и история всей его семьи от основания Макондо до последнего Буэндиа».
1967 — Опубликован роман «Сто лет одиночества». Он почти сразу же был переведен на все основные европейский языки (на русский — в 1970 году) и единодушно признан — и критиками, и читателями, — шедевром современной литературы. Начался настоящий бум современной латиноамериканской прозы.
1967—1975 — Переезжает в Барселону. Удостоен почетной степени Колумбийского Университета в Нью-Йорке. В 1972 году издает сборник рассказов «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке». В 1974 году основывает левую газету «Альтернатива» в Боготе.
1975 — Опубликован роман «Осень патриарха».
1975—1981 — Гарсиа Маркес исполняет своего рода обет самоотречения от художественной литературы, пока у власти чилийский диктатор Пиночет, и все время уделяет политической журналистике.
1981 — Выходит роман «История одной смерти, о которой знали заранее». Удостоен французского Ордена Почетного Легиона.
1982 — Получает Нобелевскую премию по литературе за «романы и рассказы, в которых фантастическое и реалистичное объединены в богато составленном мире воображения, отражающем жизнь и конфликты континента».
1985 — Опубликован роман «Любовь во время чумы».
1989 — Опубликован роман «Генерал в своем лабиринте».
1992 — Выходит сборник «Двенадцать странствующих рассказов».
1994 — Публикуется «Любовь и другие демоны».
1996 — Публикуется «Сообщение о похищении».
1999 — Покупает колумбийский еженедельный журнал «Cambio».
1999 — 2000 — Лечится от рака лимфы в Мексике и США.
2001 — Заканчивает работу над первым томом мемуаров и двумя сборниками рассказов.