Главная
Новости
Биография
Хронология жизни
Премии и награды
Личная жизнь и семья
Друзья
Произведения
Постановки
Интервью
Интересные факты
Цитаты
Фотографии
Фильмы и передачи
Публикации
Разное
Группа ВКонтакте
Магазин
Статьи
Гостевая

На правах рекламы:

ит аутсорсинг оквэд

Художественные эмали и ювелирные изделия в Китае

Первые преобразования в области прикладного искусства ранее всего можно было наблюдать в производстве перегородчатой эмали. После освобождения Пекина в 1949 году Народное правительство, желая возродить этот вид прикладного искусства, организовало при Пекинском городском управлении государственную компанию, которая оказывала помощь мастерским эмали на местах. Лучшие мастера были объединены в Государственных экспериментальных мастерских Пекина, для помощи которым были привлечены художники и архитекторы из института Цинхуа и Академии художеств.

Производство перегородчатых эмалей было известно в Китае с XIII века, оно было занесено из Византии арабами первоначально в Гуандун и в последующие века получило широкое распространение. Хотя лучшие изделия художественной эмали и служили украшением дворцов, но все же этот вид искусства не пользовался большим вниманием в официальных придворных кругах. Искусные изделия безвестных мастеров перегородчатой эмали распространялись главным образом среди городских слоев населения.

Особенного расцвета производство перегородчатой эмали достигло в середине XV века, когда, используя около двенадцати расцветок, мастера создавали декоративные вазы, курильницы и блюда, исключительные как по красоте форм, так и по красочному сочетанию блестящих эмалей.

В начале XX века лучшие мастера вели полуголодный образ жизни, работая в мастерских мелких хозяев-кустарей, которые не имели настоящего оборудования и хороших светлых мастерских. Массовое производство эмалей для экспортного рынка привело к шаблону и засушенности как в области форм, так и декораций изделий.

Рекомендуем:

Когда требуется осветить мощным пучком света какую-либо территорию или объект, обычными уличными фонарями тут никак не обойдешься. Сейчас все чаще используется такое оборудование, как светодиодный прожектор. С его помощью можно осветить стены и фасады здания, стадионы и автостоянки, подъездные пути и рекламные плакаты, а также ряд других объектов. Компания El-Feel предлагает вам купить светодиодный прожектор с доставком по Москве и области. Консультанты El-FeeL готовы помочь с выбором уличного светодиодного прожектора и ответить на вопросы покупателей. Для этого лишь необходимо связаться с ними любым удобным способом из тех, что представлены на сайте.

В последние годы правления Гоминдана художественные эмали еще более утратили свои качества и почти не производились.

После освобождения страны производство перегородчатых эмалей достигло большого расцвета. Опытные мастера, которых в Пекине насчитывается около семисот человек, как уже говорилось, были объединены в государственные организации. Проводимая в жизнь политика Компартии Китая и Народного правительства непрерывно ведет к улучшению условий труда и повышению материального положения народных мастеров.

Особо высоким качеством исполнения отличаются современные изделия Государственных экспериментальных мастерских в Пекине, где под руководством Академии художеств работают квалифицированные мастера. В старом Китае народные мастера и художники были разобщены, теперь же художники Академии художеств и института Цинхуа оказывают всестороннюю помощь работникам мастерских: они создают рисунки и формы изделий, а также участвуют в обсуждении новой продукции.

Техника перегородчатой эмали отличается большой сложностью и состоит из целого ряда процессов, требующих большого опыта и специальных знаний.

Сначала из тонких листов меди, а в отдельных случаях из золота и серебра, прессуется или выковывается форма вазы, блюда или какого-либо другого изделия. Прижимая медный лист к чугунной болванке, мастер, ударяя молотком, придает ему нужные изгибы и грани. Если форма сложная, то дополнительно припаиваются отдельные детали, после чего на готовую поверхность изделий тушью наносится рисунок. Следующий процесс состоит в изготовлении перегородок и напаивании их на форму, согласно рисунку. Для этого первоначально расплющивают медную или латунную проволоку, которая превращается в узкую ленту около 3 шириной. Затем квалифицированные мастера, нарезая кусочки металлической ленты нужной длины, с большим искусством изгибают их по памяти на пальцах или при помощи пинцетов на медной пластине, лежащей на столе. Если же деталь рисунка мало известна мастеру, то он изгибает ленту по рисунку, нанесенному на бумагу. После того как все отдельные детали готовы, мастер прикрепляет их ребром к поверхности изделия при помощи клейкой пасты, тщательно раскладывая пинцетом по нанесенному заранее узору. После прикрепления ленточек изделие посыпают припоем из тонко размельченных серебряных опилок и обжигают в печи. Во время обжига клейкая паста сгорает, а серебро тонкой пленкой распределяется по всей поверхности и прочно прикрепляет перегородки к основе. Полученные таким путем ячейки на поверхности изделия заливаются цветными эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с водой до кашеобразной консистенции.

В настоящее время используют около двадцати расцветок эмали из местных силикатов. Красивый синий цвет получают из окиси кобальта, красный — из окиси меди, желтый — из серебра, а свежий оттенок зеленого — из окиси хрома. Если какой-либо оттенок эмали получается прозрачным, а это нежелательно, то добавляют белой пудры из окиси свинца, чтобы ее замутить. После кропотливого наполнения ячеек эмалями при помощи маленькой ложечки, что требует иногда шести-восьми часов работы над одним предметом, происходит обжиг изделия на каменном угле в простой печи в течение десяти минут. После трехкратного или четырехкратного заполнения ячеек эмалями каждый раз производят повторный обжиг.

Остывшую неровную и шероховатую поверхность изделия полируют, иногда в течение нескольких дней вручную, вращая на палке или при помощи электромотора, сначала корборундом с водой, а потом угольной пылью с маслом. Не покрытые эмалью части и выступающие ребра перегородок золотят путем гальванизации, погружая в раствор золота или серебра, через который пропускают электрический ток. Обработка заканчивается полировкой изделия для получения блеска на металлических частях. Эти сложные процессы изготовления перегородчатой эмали требуют от мастеров большого терпения и огромного опыта.

Непосредственное участие художников в производстве современных перегородчатых эмалей способствовало повышению художественного качества изделий. Рисунки стали выразительнее и законченнее, так как были устранены ненужные детали, создававшие излишнюю вычурность. Живые, блестящие тона эмалей обычно гармонично подобраны, а композиция рисунка хорошо сочетается с формой изделия.

В первые же годы после освобождения страны были созданы новые виды продукции, которые отвечали современным индивидуальным и общественным потребностям. Если ранее изготовляли главным образом большие декоративные вазы для экспортного рынка или курильницы и другие предметы культового назначениня, то в настоящее время с большим успехом выпускаются письменные и курительные приборы, разнообразные лампы, коробки, а также вазы и блюда, которые украшают жилища трудящихся.

Уже в 1950 году появились первые изделия, украшенные новыми рисунками. С большим чувством орнаментального ритма были созданы по рисунку известных художников блюда с изображением летящих голубей мира. Художники Лин Хуэй-ин, Ма Цзунь-цзян, Чан Ша-на и народные мастера умело использовали в своем творчестве художественное наследие, создав орнаментальные узоры для эмалей по мотивам роэписей древнего пещерного храма в Дунь-хуане (провинция Ганьсу). В это же время появились и рисунки с изображением народных танцев; силуэтные по своему характеру, они напоминали традиционные рисунки для окон, вырезанные из бумаги.

Значительным явлением и шагом вперед в области перегородчатой эмали можно рассматривать появление в 1952 году новых работ Экспериментальных мастерских Пекина, в которых удачно сочетается идейность изображения с декоративностью узора. Здесь художниками еще шире было использовано орнаментальное богатство росписей Дуньхуана VII—IX веков. Великолепные блюда, лампы, коробки, украшенные характерными мотивами, радуют декоративной смелостью и богатством красочных сочетаний. Понимание особенностей техники позволило художникам умело переработать стенопись древних пещер и создать целую серию новых рисунков. Для украшения ваз и больших блюд были использованы замечательные росписи плафонов с их богатыми орнаментальными композициями и мягкой расцветкой. Широкий фриз из белых цветов лотоса и пышных завитков голубовато-зеленых листьев аканфа гармонично сочетается с густым красным фоном ваз красивой формы.

Широкое использование мастерами эмали орнаментальных композиций Дуньхуана в 1952—1953 годах можно объяснить тем, что только впервые благодаря хорошим копиям, которые производились непосредственно на месте художниками-специалистами, эти древние стенописи получили большую известность и нашли широкое применение не только в эмали, но и в других видах прикладного искусства.

После 1953 года художники перегородчатой эмали начинают еще шире использовать в своем творчестве замечательные народные традиции прошлого. После знакомства с раскопками в Чанша, где были открыты богато орнаментированные бронзовые и лаковые изделия II—III веков до нашей эры, они создают новые рисунки, которые пленяют своей непосредственностью и свежестью. К их числу принадлежит курительный прибор со сценами первобытной охоты, а также исполненные по рисунку Ма Цзунь-цзяна небольшие плоские блюда густо-кирпичного цвета со сложным геометрическим рисунком из тонких позолоченных перегородок и с архаическими изображениями драконов по краю борта.

В течение последних лет на вазах и коробках из перегородчатой эмали можно также встретить мотивы, близкие к узорчатым тканям XVI—XVII веков или к росписи фарфора. Однако не только использование богатых художественных традиций прошлого, но и создание новых композиций, созвучных современности, находит все больше места в творчестве художников и мастеров перегородчатой эмали. Об этом наглядно свидетельствует блюдо с искусно выполненной розеткой в виде различных орудий труда или тонкая по исполнению тарелка голубой эмали с летящими голубями.

О новых творческих успехах в производстве перегородчатых эмалей можно судить и по целому ряду замечательных изделий, которые были представлены на выставках прикладного искусства в последние годы. Разнообразие форм и новый характер орнаментальных мотивов свидетельствуют о том, что, развивая лучшие принципы народного искусства Китая, мастера с каждым годом повышают и обогащают свое творчество. Об этом свидетельствуют работы молодых талантливых художников, отличающиеся большим оптимистическим чувством и пониманием особенностей техники.

Новые сюжеты и орнаментации появляются и в расписных эмалях, которые известны в Китае с XVIII века. Пекинский мастер Чжэн Дэмин исполнил целый ряд больших декоративных блюд, на которых изобразил сцены народного ликования и демонстрацию молодежи, сохраняя при этом традиционное построение композиции на плоскости, характерное для старой лубочной картины.

Бытовые изделия расписной эмали — вазы, подносики, пепельницы, блюда и папиросницы, исполненные в последние годы, также по-новому радостны и красивы. Они отличаются светлыми, нежными расцветками, тонкой росписью и высоким качеством исполнения.

Ювелирное искусство наравне с эмалями получило значительное развитие в последние годы. В Пекине, Шанхае и в провинции Сычуань в настоящее время работает много талантливых ювелиров. Серебряные приборы для вина и кофейные сервизы пекинских мастеров отличаются простыми, изысканными формами и изящной четкостью своих пропорций. Много разнообразия и изобретательности проявляют мастера-ювелиры и в изготовлении различных украшении из серебряной или позолоченной филиграни. Серьги с подвесками, броши, сплетенные из тончайшей проволочки в форме цветов или бабочек, украшаются вставками из нефрита, жадеита, бирюзы или коралла, а иногда и цветными камешками из стекла.

Для украшений массивных браслетов или колец из серебряной филиграни в Пекине используют также пластины красного резного лака или слоновой кости с рельефными тонкими изображениями цветов и жанровых сцен.

С большим знанием национальных традиций ювелирного искусства мастера Пекина изготовляют из латуни броши и подвески в форме рыбок, цветов или бабочек с пластинками из ярко-бирюзовых перышек зимородка, напоминающими по виду драгоценные камни или эмаль.

Художественные эмали и ювелирные изделия в Китае

Яндекс.Метрика Главная Обратная связь Книга гостей Ссылки

© 2017 Гарсиа Маркес.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.